Внимание! Поставки по регионам России: Астраханская область, Белгородская область, Брянская область, Владимирская область, Волгоградская область, Вологодская область, Воронежская область, г. Москва, Московская область Ивановская область, Калужская область, Кемеровская область, Краснодарский край, Красноярский край, Курская область, Липецкая область, Нижегородская область, Новгородская область, Омская область, Оренбургская область, Пензенская область, Республика Татарстан (Татарстан), Ростовская область, Рязанская область, Самарская область, Саратовская область, Смоленская область, Ставропольский край, Тамбовская область, Тверская область, Тульская область, Ульяновская область, Ярославская область
Рынок страховых услуг для предприятий сельского хозяйства переживает кризис. Эксперты считают, что на ухудшение дел в этом сегменте финансового рынка повлияли, как общие кризисные явления в стране, так и реформа государственной поддержки АПК, начатая полтора года назад. Тогда все меры по субсидированию сельского хозяйства объединили в общий пакет, который на определенные цели распределяют муниципальные власти.
Кроме этого федеральные власти изменили порядок выделения господдержки, установив определенные показатели эффективности для регионов, после выполнения которых, следует распределение финансирования. Это привело к тому, что в рамках единой схемы субсидирования субъекты федерации выделяли средства на развитие агротехнологий и производственные факторы, при этом «забыв» о сфере страхования рисков сельхозпроизводителей.
Свою лепту внесло и российское министерство сельского хозяйства, которое смогло разработать единые правила для предоставления субсидий только в конце прошлого года. Результаты не замедлили появиться.
Например, на Кубани два года назад до введения новой формы господдержки было заключено более 140 договоров страхования от неблагоприятных условий ведения бизнеса в АПК, застрахованы были более 400 тыс. га. сельхозугодий. В прошлом году и на начало 2018 года таких договоров не было, несмотря на запланированный объем страхования посевов в 2017 году на более чем 330 тыс. га. На этот год средства на льготирование страхования аграрных рисков в бюджет региона не заложены. Из-за этого краевой бюджет уже потерял почти 10 млн. рублей на штрафах за невыполнение обязательств по страхованию сельскохозяйственного сектора.
Помимо этого, эксперты назвали и еще одну причину для почти 80 % проседания страхования АПК. Она заключается в недостаточном законодательном регулировании этой сферы на федеральном уровне.
Выход ищут
Вместе с тем, специалисты в области страхования отмечают заинтересованность федеральных властей, в том числе ведомств, регулирующих финансовый сектор, в преодолении кризиса сельхозстрахования. Одной из таких мер является разработка правил для регламентации государственной поддержки в этой сфере.
Эксперты высказали свое мнение о том, какие шаги должны быть предприняты на общегосударственном уровне для выхода из сложившейся в агростраховании ситуации.
В первую очередь на федеральном уровне должна быть закреплена доля в общем объеме господдержки для льготирования страховых договоров и покрытия рисков в аграрном секторе.
Следующим шагом будет изменение законодательного регулирования этого сектора страховых услуг. Изменения должны коснуться унификации условий страхования, процедуры возмещения убытков. Дополнительно специалисты предлагают при разработке программ по финансированию льготного страхования сельхозпроизводителей, учитывать размеры и специфику отдельных предприятий и фермерских хозяйств.
Экспертное сообщество отмечает, что «осознание» проблемы на государственном уровне и предпринимаемые шаги по разработке полноценного и всестороннего регулирования сферы страхования аграрного сектора позволят преодолеть кризис. Уже следующий год может показать эффективность, предпринимаемых федеральными властями мер.